01.03.2023 / Новые потребности автомобильного рынка
После объявления об уходе большого количества производителей остро встал вопрос о защите прав потребителей в части гарантийных обязательств. Здесь на помощь импортерам, дилерам и лизинговым компаниям приходят страховые компании.
Несмотря на уход большинства крупных американских и европейских производителей автомобилей, спрос на приобретение новых автомобилей брендов разных ценовых диапазонов, а также производителей никуда не исчез. Да, мы, безусловно видим, смещение акцента в сторону приобретения отечественных ТС и китайских, но в первую очередь это связано с острым дефицитом новых автомобилей иных брендов. В настоящее время на рынке появляется много игроков, которые завозят крупные партии новых автомобилей разных брендов по схемам “параллельного импорта”. Это как крупные дилеры и логистические компании, так и небольшие компании и даже частные лица и ИП.
Так по итогам января 2023 г. продажи иностранных некитайских автомобилей, произведенных не в РФ, достигли 14,4% от всего рынка новых легковых автомобилей. Было продано почти 7 тыс. таких автомобилей, из них 73% - автомобили среднего ценового сегмента, 27% - премиальные автомобили. Почти треть из этих автомобилей произведена в Республике Казахстан, на втором месте – автомобили, произведенные в Японии, на третьем – автомобили, выпущенные в Германии.
Продажи новых иностранных некитайских легковых автомобилей,
произведенных не в РФ, январь 2023 г.
Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)
Продажи новых иностранных некитайских легковых автомобилей, произведенных не в РФ,
среднего ценового сегмента, тыс. шт.
Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)
Продажи новых иностранных некитайских премиальных легковых автомобилей,
произведенных не в РФ, тыс. шт.
Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)
Продажи новых иностранных некитайских легковых автомобилей,
произведенных не в РФ, по стране производства, январь 2023 г.
Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)
Если раньше автомобиль имел полную гарантию от производителя, которая могла несколько отличаться параметрами, например, 3 года или 5 лет эксплуатации, либо по достижении определенного пробега, как правило, 100 т. км., то теперь обслуживание ранее гарантийного ремонта ложится на плечи самого клиента. В случае бракованной трансмиссии клиент будет вынужден самостоятельно оплачивать этот дорогостоящий ремонт из своего кошелька. При этом с юридической точки зрения эти механизмы еще не до конца ясны. Будет ли нести ответственность импортер или дилер в случае, если продал новый автомобиль с бракованным двигателем (естественно, не зная этого, т.к. брак был допущен на заводе-изготовителе)? Прецедентов, прошедших полный юридический путь, не было. Но, очевидно, некий аналог гарантии представляет большую ценность для конечного клиента, а также за очень разумные деньги позволяет оставить эти риски страховщикам. Например, риски гарантийного ремонта в случае выхода из строя по причине брака крупных узлов и агрегатов по своей нагрузке на бюджет покупателя вполне можно сравнивать с рисками угона, т.е. близко к стоимости самого автомобиля.
И здесь на помощь импортерам/дилерам/лизинговым компаниям приходят страховые компании, умеющие хорошо оценивать риски и тесно сотрудничающие с дилерами в части ремонта. В настоящее время наша компания предлагает широкий спектр продуктов под условным названием “Гарантия+”, которые отличаются рисковым покрытием и стоимостью. Так, самый дешевый, коробочный продукт будет стоить 30 000 рублей на любую ТС и покрывать риски поломки коробки передач или двигателя. При этом самый полный, флагманский продукт, полностью повторяющий заводскую гарантию имеет уже сложную тарификацию и зависит как от марки-модели, так и от комплектации. Рассмотрим примеры. Для бюджетных моделей данный полис может стоить несколько десятков тысяч (например, на “Хендэ Солярис” данный полис стоит в районе 37 т.р.), на премиальные марки-модели ценник может доходить до 300-400 т.р (в районе 300 т.р. на “Порш Кайен”). При этом отметим, что этот продукт абсолютно никак не связан с КАСКО и покрывает абсолютно другие риски, связанные с урегулированием брака, допущенного при производстве автомобиля. При этом урегулирование будет происходить на дилере, а все обязательства в рамках лимитов и условий договора будет нести страховая компания.
Еще одним преимуществом данного продукта является его простота с точки зрения оформления. Если мы говорим об импортере, то заключается генеральный договор, а на все партии пришедших новых автомобилей просто выписывается сертификат на предъявителя (конечного собственника). Лизинговые компании и дилерские центры могут продавать данный продукт конечным клиентам уже с учетом их потребностей. Кто-то захочет защитить только крупные риски, для кого-то станет важным иметь полный аналоги заводской гарантии. И здесь мы, как страховая компания, абсолютно гибки и может предложить продукт под любого партнера с учетом его потребностей.
Об авторах:
Андрей Ковалев, директор по розничному андеррайтингу и партнерским продажам СК «Согласие»
Карьеру в страховой компании «Согласие» начал в 2008 году в должности специалиста. С 2018 года отвечает за андеррайтинг по массовым видам страхования. С 2020 года, помимо андеррайтинга, руководит развитием партнерских продаж.
Павел Нефедов, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие»
Выпускник ВМГ МГУ, к.ф.-м.н. Карьеру в страховании начал в 2012 году в должности специалиста управления андеррайтинга в СГ «Уралсиб». Далее занимал различные руководящие должности в сфере андеррайтинга, аналитики и актуарных расчетов в ведущих страховых компаниях России. В 2021 году возглавил департамент андеррайтинга в СК «Согласие»
Татьяна Арабаджи, Директор НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)
Постоянный консультант отраслевых ассоциаций, автор статей, специальных рубрик в экономических и автомобильных изданиях.
СКАЧАТЬ файл >>