22.07.2024 / Прогноз рынка новых легковых автомобилей на 2024–2025 гг.

Прогноз по рынку новых легковых автомобилей сформирован с построением трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного.

Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказывают негативное влияние следующие факторы.

1. Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. Действует запрет на экспорт в РФ легковых автомобилей, электромобилей, компонентов для автопроизводителей, запчастей, технологий и оборудования. Тем не менее автомобильный рынок РФ адаптировался к новым условиям, большая часть легковых автомобилей, поставляемых из стран, которые объявили санкции против РФ, замещена китайской и российской техникой. Кроме того, не очень большое количество зарубежных легковых автомобилей поставляется по альтернативному импорту. Исходя из мировых политических трендов мы предполагаем, что санкции против РФ сохранятся в 2024–2025 годах.

2. Высокие процентные ставки по кредиту и лизингу. 18 декабря 2023 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 16%, эта ставка действует и в январе-июле 2024 г. С ростом ключевой ставки выросли ставки по кредитам и лизингу, что сделало эти финансовые инструменты менее доступными. Негативное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту сохранится во второй половине 2024 и в 2025 году. Процентные ставки по лизингу и кредиту будут зависеть от ключевой ставки ЦБ РФ, которая может быть увеличена во втором полугодии 2024 или в 2025 году.

3. Ужесточение условий автокредитования для физических лиц с высокой долговой нагрузкой. С 1 июля 2024 г. ЦБ РФ установил надбавки к коэффициентам риска по автокредитам с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 50%. Их значение варьируется от 1,7 для ПДН 50–60% до 2 для ПДН свыше 80%. Потребителям с высокой долговой нагрузкой будет сложнее получить кредит, что негативно скажется на продажах легковых автомобилей. В то же время банки могут продолжить кредитовать некоторых заемщиков с высоким ПДН, увеличивая для них сроки кредитования и тем самым снижая показатель долговой нагрузки.

Изменения условий автокредитования с 1 июля 2024 г. прежде всего негативно скажутся на продажах легковых автомобилей бюджетного сегмента, так как их в основном приобретают лица с невысоким уровнем дохода и высокой долговой нагрузкой.

4. Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники. С августа 2023 г. были увеличены коэффициенты утилизационного сбора на легковые автомобили. Учитывая то, что российским автопроизводителям, подписавшим СПИК, затраты по уплате утилизационного сбора компенсируются в виде промышленных субсидий, его повышение прежде всего негативно сказывается на ценах на китайские и другие импортируемые автомобили. Также с 1 апреля 2024 г. налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, учитываются в составе утилизационного сбора. С 1 октября 2024 г. ожидается новое повышение утилизационного сбора на легковые автомобили. В 2025 году ожидается дальнейшая индексация коэффициентов утилизационного сбора.

С 1 октября 2023 г. сертификация автомобилей тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, и не включены в перечень брендов, разрешенных к параллельному импорту, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». На автомобили этих брендов оформляется ОТТС, ранее можно было оформлять ЗОЕТС по упрощенной процедуре. Также для юридических лиц обязательна установка системы ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобилей. Данные требования будут сохраняться во 2 полугодии 2024 и 2025 года

Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники приводит к повышению цен на легковые автомобили, что негативно сказывается на рынке.

5. Реализация отложенного спроса. Часть потребителей (физических лиц) удовлетворили потребность в новых автомобилях в 2023 году и не будет покупать новую технику в 2024–2025 годах. Отложенный спрос корпоративных клиентов в новых легковых автомобилях также был частично удовлетворен в 2023 г., и они не будут так же интенсивно обновлять и расширять парки в 2024–2025 годах.

6. Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей, что приведет к дальнейшему росту цен на автомобили, запчасти, сервисное обслуживание и т. д. На фоне роста налоговой нагрузки, высоких ставок по автокредитам и роста цен, частные потребители будут откладывать решение о покупке автомобилей. У корпоративных клиентов снизятся финансовые возможности к обновлению парков легковых автомобилей.

Тем не менее, существуют факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке новых легковых автомобилей в 2024–2025 гг.

1. Меры государственной поддержки рынка легковых автомобилей и электромобилей.

В 2024 г. для рынка легковых автомобилей и электромобилей действуют меры государственной поддержки. В первую очередь это программы льготного автокредитования (легковые автомобили и LCV, включая электромобили), на которые в 2024 году выделено 17,3 млрд. руб., а в 2025 году на них планируется выделить 23,1 млрд. руб.

Под программы льготного лизинга с 2024 году попадают только электромобили. На эти программы в 2024 году было выделено 9 млрд руб. (седельные тягачи, беспилотные грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы, электромобили). В 2025 году действие программ льготного лизинга продолжится с бюджетом в 11 млрд. руб. (все типы автомобилей, которые попадут под действие программы).

Также в 2024 году легковые автомобили попадают под закупки в рамках программы перевода техники на газомоторное топливо по Постановлению Правительства РФ от 13.05.2020 N 669, но ожидаемые объемы таких закупок официально не опубликованы.

В отношении электромобилей в 2024 году кроме льготного автокредита и лизинга действуют пониженные коэффициенты по утилизационному сбору, возможность бесплатного проезда по платным дорогам и ряд региональных льгот. Тем не менее ожидается, что продажи электромобилей на российском рынке в 2024–2025 годах останутся относительно невысокими по сравнению с традиционными автомобилями.

2. Стандартные циклы замещения легковых автомобилей. В 2024 и 2025 годах будет происходить выбытие из парков частных и корпоративных автовладельцев  старой, изношенной и аварийной техники и замещение ее на новую технику.

3. Панические потребительские ожидания. В ожидании роста цен на легковые автомобили, возможного роста процентных ставок по кредиту и лизингу, возможного обесценивания рубля часть корпоративных и частных потребителей будет покупать автомобили в текущий момент времени, чтобы не переплачивать за них в будущем. Однако, на фоне падения реальных доходов населения и высокой общей инфляции, не у всех потребителей будут финансовые возможности для совершения таких крупных покупок.

Такое поведение части потребителей сохранится во 2 полугодии 2024 и в 2025 году и будет продолжаться до стабилизации ситуации с ценами, с кредитными и лизинговыми ставками, с инфляцией на автомобильном рынке.

Согласно всем сценариям прогноза на российском рынке легковых автомобилей в 2024-2025 годах будут преобладать российские и китайские бренды. Также будут продаваться новые автомобили, ввозимые по параллельному импорту и автомобили иностранных брендов, произведенные на территории КНР и «дружественных» по отношению к РФ стран.

Базовый сценарий прогноза предполагает:

2024 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ может быть увеличена на 1–2 процентных пункта во втором полугодии 2024 г., что приведет к дальнейшему удорожанию кредита и лизинга,

- дополнительное финансирование на государственные программы льготного автокредита и лизинга во втором полугодии 2024 г. выделяться не будет,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,5% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 6,1%.

2025 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ в 2025 г. останется на уровне второго квартала 2024 г., кредит и лизинг транспортных средств останется дорогим,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,6% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 5,2%.

Оптимистичный сценарий прогноза предполагает:

2024 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ во втором полугодии 2024 г. останется на уровне 16% и значительного удорожания кредита и лизинга не произойдет,

- возможно будет выделено дополнительное финансирование на программы льготного автокредита и лизинга во втором полугодии 2024 г.

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,7% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 5,1%.

 2025 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ может снизиться на несколько процентных пунктов в 2025 г., кредит и лизинг транспортных средств станет доступнее,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,8% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 4,2%.

Пессимистичный сценарий прогноза предполагает:

2024 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ может быть увеличена более чем на 2 процентных пункта во втором полугодии 2024 г., что приведет к дальнейшему удорожанию кредита и лизинга транспортных средств,

- дополнительное финансирование на государственные программы льготного автокредита и лизинга во втором полугодии 2024 г. выделяться не будет,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,0% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 7,1%.

2025 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ продолжит расти в 2025 г., следовательно процентные ставки по кредиту и лизингу будут расти,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,4% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 6,2%.

Прогноз продаж новых легковых автомобилей в 2024–2025 гг.

Прогноз продаж, сценарий Прогноз продаж легковых
автомобилей в 2024 г., тыс. шт.
Прирост/ убыль, 2024/2023, % Прогноз продаж легковых
автомобилей в 2025 г., тыс. шт.
Прирост/ убыль, 2025/2024, %
Оптимистичный сценарий 1 123,29 8,45 1 196,98 6,56
Базовый сценарий 1 096,64 5,87 1 118,31 1,98
Пессимистичный сценарий 1 047,07 1,09 1 055,69 0,82

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Прогноз рынка новых легковых автомобилей до 2025 г., тыс. шт.

* прогноз

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Прогноз структуры рынка новых легковых автомобилей в 2024 г., базовый сценарий

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Прогноз структуры рынка новых легковых автомобилей в 2025 г., базовый сценарий

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Прогноз продаж новых легковых автомобилей LADA в 2024–2025 гг., базовый сценарий

*прогноз

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Прогноз продаж новых легковых автомобилей HAVAL в 2024–2025 гг., базовый сценарий

* прогноз

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Прогноз продаж новых легковых автомобилей GEELY в 2024–2025 гг., базовый сценарий

* прогноз

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Прогноз продаж новых легковых автомобилей CHERY в 2024–2025 гг., базовый сценарий

* прогноз

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Прогноз продаж новых легковых автомобилей CHANGAN в 2024–2025 гг., базовый сценарий

* прогноз

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)


СКАЧАТЬ файл >>