23.12.2024 / Сколько полуприцепов продадут в 2025 году
Прогноз по рынку новых полуприцепов сформирован с построением трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного.
Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказали негативное влияние следующие факторы:
1. Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. Действует запрет на экспорт в РФ прицепной техники, запчастей, технологий и оборудования. Исходя из мировых политических трендов мы предполагаем, что санкции против РФ сохранятся в 2024–2025 гг. Влияние санкций на объем продаж новой прицепной техники не высокое. Часть прицепной техники европейских брендов по-прежнему поставляется на российский рынок по прямому или альтернативному импорту, а полуприцепы тех брендов, которые полностью прекратили поставки в Россию были замещены прицепной техникой российских производителей и производителей из «дружественных» стран.
2. Высокие процентные ставки по кредиту и лизингу. С начала 2024 г. происходит постепенное увеличение ключевой ставки ЦБ РФ (см. график). Последнее повышение ключевой ставки состоялось 25 октября 2024 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 21%, эта ставка действует до 14 февраля 2025 г. С ростом ключевой ставки выросли ставки по кредитам и лизингу, что сделало эти финансовые инструменты менее доступными. Негативное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту сохранится до конца 2024 года и в 2025 году. Процентные ставки по лизингу и кредиту будут зависеть от ключевой ставки ЦБ РФ, которая может быть увеличена в 2025 г.
Изменение ключевой ставки ЦБ РФ в 2024 г.
Источник: ЦБ РФ
3. Рост утилизационного сбора для импортируемой прицепной техники. С 1 апреля 2024 г. Правительством РФ было принято решение учитывать налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, в составе утилизационного сбора. С 1 октября 2024 г. произошло существенное повышение коэффициентов утилизационного сбора для всех типов ТС, включая полуприцепы. С 1 января 2025 г. коэффициенты утилизационного сбора снова будут проиндексированы.
Рост утилизационного сбора приводит к повышению цен на прицепную технику, что негативно сказывается на рынке.
4. Отсутствие госпрограмм поддержки рынка прицепной техники. Государственные программы льготного автокредита и льготного лизинга (в т.ч. лизинга специализированной техники), действующие в РФ, не распространяются на прицепную технику. Исходя из действующего законодательства производители прицепной техники имеют право на субсидирование части производственных затрат. Эти субсидии распространяются только на производителей прицепной техники, с которым был заключен соответствующий СПИК.
5. Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей. Все это приведет к дальнейшему росту цен на полуприцепы, запчасти, сервисное обслуживание и т. д.
С 1 января 2025 г. будут проиндексированы акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также тарифы на проезд по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (система Платон), что негативно скажется на стоимости владения грузовыми автомобилями с полуприцепами.
На фоне роста налоговой нагрузки, высоких ставок по кредитам, лизингу и роста цен у ряда компаний и индивидуальных предпринимателей снизятся финансовые возможности для обновления парков и закупки полуприцепов.
Тем не менее, существуют факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке новых полуприцепов в 2024–2025 гг.
1. Финансовые программы от производителей прицепной техники. Производители прицепной техники и лизинговые компании на фоне повышения ключевой ставки разрабатывают и предлагают покупателям свои кредитные и лизинговые программы по более привлекательным процентным ставкам, чем стандартные ставки у банков и лизинговых компаний.
2. Стандартные циклы замещения прицепной техники. В 2024 и 2025 годах будет происходить выбытие из парков корпоративных и частных автовладельцев старой, изношенной и аварийной прицепной техники и замещение ее на новую технику.
3. Рост расстояний и объемов грузоперевозок. В связи с санкциями фактически закрылось западное направление для автомобильных перевозок. Страны ЕС перестали пропускать автотранспорт, зарегистрированный в России и Белоруссии, еще с апреля 2022 г., запрет коснулся даже транзитных перевозок (за исключением транзита в Калининградскую область). В 2022–2024 гг. логистические компании активно стали использовать альтернативные пути доставки грузов в РФ (маршрут через Республику Беларусь, Турецкий хаб, Шелковый путь (Россия – Казахстан – Китай) и др.). Увеличение расстояний транспортировки приводит к увеличению сроков перевозки грузов, что требует дополнительного количества грузового автотранспорта, а также полуприцепов.
Кроме того, в 2024 -2025 гг. ожидается рост грузооборота автомобильного транспорта. В январе – октябре2024 г. грузооборот автомобильного транспорта (все типы ТС) вырос на 5,9%.
4. Развитие вновь присоединенных к РФ территорий (ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей). Для новых территорий требуется закупка прицепной техники для обеспечения транспортировки грузов.
Согласно всем сценариям прогноза на рынке полуприцепов в 2024-2025 гг. продолжат продаваться в основном российские полуприцепы, прицепная техника, ввозимая по альтернативном импорту, и техника из «дружественных» стран.
Базовый сценарий прогноза предполагает:
2024 г.
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 3,0% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 8,2%.
2025 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ в 2025 г. останется на уровне декабря 2024 г., кредит и лизинг транспортных средств останется дорогим,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,6% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 5,0%.
Оптимистичный сценарий прогноза предполагает:
2024 г.
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 3,3% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 8,0%.
2025 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ может снизиться на несколько процентных пунктов в 2025 г., кредит и лизинг транспортных средств станет доступнее,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,9% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 4,5%.
Пессимистичный сценарий прогноза предполагает:
2024 г.
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,8% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 8,5%.
2025 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ продолжит расти в 2025 г., следовательно процентные ставки по кредиту и лизингу будут расти,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,4% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 6,2%.
Прогноз продаж новых полуприцепов в 2024–2025 гг.
Прогноз продаж, сценарий |
Прогноз продаж полуприцепов в 2024 г., тыс. шт. |
Прирост/ убыль, 2024/2023, % |
Прогноз продаж полуприцепов в 2025 г., тыс. шт. |
Прирост/ убыль, 2025/2024, % |
Оптимистичный сценарий | 50,76 | 15,95 | 42,14 | -16,98 |
Базовый сценарий | 49,59 | 13,28 | 41,09 | -17,15 |
Пессимистичный сценарий | 47,69 | 8,94 | 37,25 | -21,91 |
Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)
Прогноз рынка новых полуприцепов до 2025 г., тыс. шт.
*прогноз
Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)
СКАЧАТЬ файл >>>