07.11.2024 / Сколько легковых автомобилей продадут в 2025 году
Прогноз по рынку новых легковых автомобилей сформирован с построением трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного.
Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказывают негативное влияние следующие факторы.
- Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. Действует запрет на экспорт в РФ легковых автомобилей, электромобилей, компонентов для автопроизводителей, запчастей, технологий и оборудования. Тем не менее автомобильный рынок РФ адаптировался к новым условиям, большая часть легковых автомобилей, поставляемых из стран, которые объявили санкции против РФ, замещена китайской и российской техникой. Кроме того, не очень большое количество зарубежных легковых автомобилей поставляется по альтернативному импорту. Исходя из мировых политических трендов мы предполагаем, что санкции против РФ сохранятся в 2024–2025 годах.
- Высокие процентные ставки по кредиту и лизингу. С начала 2024 г. происходит постепенное увеличение ключевой ставки ЦБ РФ (см. график). Последнее повышение ключевой ставки состоялось 25 октября 2024 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 21%, эта ставка действует до 19 декабря 2024 г. 20 декабря состоится заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос о дальнейшем уровне ключевой ставки. С ростом ключевой ставки выросли ставки по кредитам и лизингу, что сделало эти финансовые инструменты менее доступными. Негативное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту сохранится до конца 2024 г. и в 2025 году. Процентные ставки по лизингу и кредиту будут зависеть от ключевой ставки ЦБ РФ, которая может быть увеличена после 20 декабря 2024 г.При высокой ключевой ставке более привлекательными для части населения становятся вклады, чем кредиты. Некоторые потребители могут отложить решение о покупке автомобиля и положить деньги на депозит.
Изменение ключевой ставки ЦБ РФ в 2024 г.
Источник: ЦБ РФ
- Ужесточение условий автокредитования для физических лиц с высокой долговой нагрузкой. С 1 июля 2024 г. ЦБ РФ установил надбавки к коэффициентам риска по автокредитам с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 50% от общего ежемесячного дохода. А с 1 ноября 2024 г. эти надбавки были существенно повышены (см. таблицу).
Надбавки к коэффициентам риска в отношении нецелевых потребительских кредитов
с залогом транспортного средства
ПДН, % от общего ежемесячного дохода | 50-60 | 60-70 | 70-80 | >80 |
Надбавка к коэффициентам риска с 1 июля по 31 октября 2024 г. | 0,7 | 1,1 | 1,5 | 2 |
Надбавка к коэффициентам риска с 1 ноября 2024 г. | 1,7 | 2 | 2,3 | 2,9 |
Источник: ЦБ РФ
Потребителям с высокой долговой нагрузкой с 1 июля 2024 г. стало сложнее получить кредит. В то же время банки продолжают кредитовать некоторых заемщиков с высоким ПДН, увеличивая для них сроки кредитования и тем самым снижая показатель долговой нагрузки. Для того чтобы ограничить такую возможность обхода ограничений ЦБ РФ повысил надбавки к коэффициенту риска для автокредитов с 1 ноября 2024 г. В этой связи условия автокредитования в последние 2 месяца 2024 г. и в 2025 г. станут еще жестче, чем в июле-октябре 2024 г.
- Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники. С 1 апреля 2024 г. Правительством РФ было принято учитывать налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, в составе утилизационного сбора. С 1 октября 2024 г. произошло существенное повышение коэффициентов утилизационного сбора для всех типов ТС, включая легковые автомобили (кроме электромобилей и некоторых типов электрогибридов). С 1 января 2025 г. коэффициенты утилизационного сбора снова будут проиндексированы. Учитывая то, что российским автопроизводителям, подписавшим СПИК, затраты по уплате утилизационного сбора компенсируются в виде промышленных субсидий, его повышение прежде всего негативно сказывается на ценах на импортируемые автомобили, в первую очередь произведенные в Китае.С 1 октября 2023 г. сертификация автомобилей тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, и не включены в перечень брендов, разрешенных к параллельному импорту, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». На автомобили этих брендов оформляется ОТТС, ранее можно было оформлять ЗОЕТС по упрощенной процедуре. Также для юридических лиц обязательна установка системы ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобилей. Данные требования будут сохраняться до конца 2024 г.С 2025 г. планируется пересмотр механизма оформления ЗОЕТС и ужесточение правил сертификации ТС не только для импортеров автомобилей, но и для производителей. Вместо упрощенных правил сертификации, прописанных в постановлении № 855 могут быть возвращены некоторые требования технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Соответствующий законопроект находится на стадии рассмотрения.Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники приводит к повышению цен на легковые автомобили, что негативно сказывается на рынке.
- Реализация отложенного спроса. Часть потребителей (физических лиц) удовлетворила потребность в новых автомобилях в 2023 и 2024 году, и не будет покупать новую технику в 2025 году. Отложенный спрос корпоративных клиентов в новых легковых автомобилях также был частично удовлетворен в 2023 - 2024 г., и они не будут так же интенсивно обновлять и расширять парки в 2025 году.
- Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей. Все это приведет к дальнейшему росту цен на автомобили, запчасти, сервисное обслуживание и т. д.Также с 1 января 2025 г. будут проиндексированы акцизы на легковые автомобили и на топливо к ним, что также негативно скажется на ценах на новые автомобили и на стоимости их владения.На фоне роста налоговой нагрузки, высоких ставок по автокредитам и роста цен, частные потребители будут откладывать решение о покупке автомобилей. У корпоративных клиентов снизятся финансовые возможности для обновления парков легковых автомобилей.Тем не менее, существуют факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке новых легковых автомобилей в 2024–2025 гг.
- Меры государственной поддержки рынка легковых автомобилей и электромобилей. В 2024 г. для рынка легковых автомобилей и электромобилей действуют меры государственной поддержки. В первую очередь это программы льготного автокредитования (легковые автомобили и LCV, включая электромобили), на которые в 2024 году выделено 23,83 млрд. руб., а в 2025 году на них планируется выделить 23,1 млрд. руб.Под программы льготного лизинга с 2024 году попадают только электромобили. На эти программы в 2024 году было выделено 17 млрд руб. (седельные тягачи, беспилотные грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы, электромобили). В 2025 году действие программ льготного лизинга продолжится с бюджетом в 11 млрд. руб. (все типы автомобилей, которые попадут под действие программы).Также в 2024 году легковые автомобили попадают под закупки в рамках программы перевода техники на газомоторное топливо по Постановлению Правительства РФ от 13.05.2020 N 669, но ожидаемые объемы таких закупок официально не опубликованы.В отношении электромобилей в 2024 году кроме льготного автокредита и лизинга действуют пониженные коэффициенты по утилизационному сбору, возможность бесплатного проезда по платным дорогам и ряд региональных льгот. С 2025 г. будут отменены льготные коэффициенты утилизационного сбора на электромобили, ввозимые юридическими лицами и физическими лицами для перепродажи и утилизационный сбор для них вырастет во много раз.Ожидается, что продажи электромобилей на российском рынке в 2024–2025 годах останутся относительно невысокими по сравнению с традиционными автомобилями.
- Кредитные программы от автопроизводителей. Автопроизводители на фоне повышения ключевой ставки разрабатывают и предлагают покупателям свои кредитные программы по более привлекательным процентным ставкам, чем стандартные ставки у банков. Потребители, могут воспользоваться этими предложениями и приобрести автомобиль на более выгодных условиях.
- Стандартные циклы замещения легковых автомобилей. В 2024 и 2025 годах будет происходить выбытие из парков частных и корпоративных автовладельцев старой, изношенной и аварийной техники и замещение ее на новую технику.
- Панические потребительские ожидания. В ожидании роста цен на легковые автомобили, возможного роста процентных ставок по кредиту и лизингу, возможного обесценивания рубля часть корпоративных и частных потребителей будет покупать автомобили в текущий момент времени, чтобы не переплачивать за них в будущем. Однако, на фоне падения реальных доходов населения и высокой общей инфляции, не у всех потребителей будут финансовые возможности для совершения таких крупных покупок.
Такое поведение части потребителей сохранится до конца 2024 и в 2025 году, и будет продолжаться до стабилизации ситуации с ценами, с кредитными и лизинговыми ставками, с инфляцией.
Согласно всем сценариям прогноза на российском рынке легковых автомобилей в 2024–2025 годах будут преобладать российские и китайские бренды. Также будут продаваться новые автомобили, ввозимые по параллельному импорту и автомобили иностранных брендов, произведенные на территории КНР и «дружественных» по отношению к РФ стран.
Базовый сценарий прогноза предполагает:
2024 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ может быть увеличена на 1–2 процентных пункта после 20 декабря 2024 г., что приведет к дальнейшему удорожанию кредита и лизинга,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 3,0% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 8,2%.
2025 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ в 2025 г. останется на уровне декабря 2024 г., кредит и лизинг транспортных средств останется дорогим,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,6% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 5,0%.
Оптимистичный сценарий прогноза предполагает:
2024 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ после 20 декабря 2024 г. останется на уровне 21% и дополнительного удорожания кредита и лизинга не произойдет,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 3,3% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 8,0%.
2025 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ может снизиться на несколько процентных пунктов в 2025 г., кредит и лизинг транспортных средств станет доступнее,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,9% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 4,5%.
Пессимистичный сценарий прогноза предполагает:
2024 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ после 20 декабря 2024 г. может быть увеличена более чем на 2 процентных пункта, что приведет к дальнейшему удорожанию кредита и лизинга транспортных средств,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,8% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 8,5%.
2025 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ продолжит расти в 2025 г., следовательно процентные ставки по кредиту и лизингу будут расти,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,4% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 6,2%.
Прогноз продаж новых легковых автомобилей в 2024–2025 гг.
Прогноз продаж, сценарий |
Прогноз продаж легковых автомобилей в 2024 г., тыс. шт. |
Прирост/ убыль, 2024/2023, % | Прогноз продаж легковых автомобилей в 2025 г., тыс. шт. |
Прирост/ убыль, 2025/2024, % |
Оптимистичный сценарий | 1 593,90 | 53,88 | 1 468,87 | -7,84 |
Базовый сценарий | 1 563,71 | 50,97 | 1 405,25 | -10,13 |
Пессимистичный сценарий | 1 537,88 | 48,47 | 1 309,44 | -14,85 |
Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)
Прогноз рынка новых легковых автомобилей до 2025 г., тыс. шт.
* прогноз
Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)
Прогноз структуры рынка новых легковых автомобилей в 2024 г.,
базовый сценарий
Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)
Прогноз структуры рынка новых легковых автомобилей в 2025 г.,
базовый сценарий
СКАЧАТЬ файл >>