24.07.2024 / Прогноз рынка новых LCV на 2024–2025 гг.

Прогноз по рынку новых легких коммерческих автомобилей[*] (LCV) сформирован с построением трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного.

Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказывают негативное влияние следующие факторы.

1. Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. Действует запрет на экспорт в РФ LCV, компонентов для автопроизводителей, запчастей, технологий и оборудования. Тем не менее автомобильный рынок РФ адаптировался к новым условиям, значительная часть LCV, поставляемых из стран, которые объявили санкции против РФ, замещена российской техникой. Кроме того, расширяется импорт китайских LCV, не очень большое количество LCV ушедших брендов поставляется по альтернативному импорту. Исходя из мировых политических трендов мы предполагаем, что санкции против РФ сохранятся в 2024–2025 годах.

2. Высокие процентные ставки по кредиту и лизингу. 18 декабря 2023 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 16%, эта ставка действует и в январе-июле 2024 г. С ростом ключевой ставки выросли ставки по кредитам и лизингу, что сделало эти финансовые инструменты менее доступными. Негативное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту сохранится во второй половине 2024 и в 2025 году. Процентные ставки по лизингу и кредиту будут зависеть от ключевой ставки ЦБ РФ, которая может быть увеличена во втором полугодии 2024 или в 2025 году.

3. Ужесточение условий автокредитования для физических лиц с высокой долговой нагрузкой. С 1 июля 2024 г. ЦБ РФ установил надбавки к коэффициентам риска по автокредитам с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 50%. Их значение варьируется от 1,7 для ПДН 50–60% до 2 для ПДН свыше 80%. Потребителям с высокой долговой нагрузкой будет сложнее получить кредит. В то же время банки могут продолжить кредитовать некоторых заемщиков с высоким ПДН, увеличивая для них сроки кредитования и тем самым снижая показатель долговой нагрузки.

Изменения условий автокредитования с 1 июля 2024 г. окажут не столь существенное  негативное влияние на продажи новых LCV, так как основной объем техники приобретается не физическими, а юридическими лицами.

4. Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники. С августа 2023 г. были увеличены коэффициенты утилизационного сбора на LCV. Учитывая то, что российским автопроизводителям, подписавшим СПИК, затраты по уплате утилизационного сбора компенсируются в виде промышленных субсидий, его повышение прежде всего негативно сказывается на ценах на китайские и другие импортируемые автомобили. Также с 1 апреля 2024 г. налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, учитываются в составе утилизационного сбора. С 1 октября 2024 г. ожидается новое повышение утилизационного сбора на LCV. В 2025 году ожидается дальнейшая индексация коэффициентов утилизационного сбора.

С 1 октября 2023 г. сертификация автомобилей тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, и не включены в перечень брендов, разрешенных к параллельному импорту, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». На автомобили этих брендов оформляется ОТТС, ранее можно было оформлять ЗОЕТС по упрощенной процедуре. Также для юридических лиц обязательна установка системы ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобилей. Данные требования будут сохраняться во втором полугодии 2024 и 2025 года

Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники приводит к повышению цен на LCV, что негативно сказывается на рынке.

5. Реализация отложенного спроса. Отложенный спрос перевозчиков и компаний из других сфер деятельности в новых LCV был частично удовлетворен в 2023 г., и они не будут так же интенсивно обновлять и расширять парки в 2024–2025 годах.

6. Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей, что приведет к дальнейшему росту цен на автомобили, запчасти, сервисное обслуживание и т. д. На фоне роста налоговой нагрузки, высоких ставок по автокредитам и роста цен, частные потребители будут откладывать решение о покупке автомобилей. У корпоративных клиентов снизятся финансовые возможности к обновлению парков LCV.

Тем не менее, существуют факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке новых LCV в 2024–2025 гг.

1. Меры государственной поддержки рынка LCV на традиционных типах топлива и электрических LCV.

В 2024 г. для рынка LCV действуют меры государственной поддержки. В первую очередь это программы льготного автокредитования (легковые автомобили и LCV, включая электромобили), на которые в 2024 году выделено 17,3 млрд. руб., а в 2025 году на них планируется выделить 23,1 млрд. руб.

Под программы льготного лизинга с 2024 году попадают не все LCV, а только микроавтобусы и LCV с электрическим двигателем. На эти программы в 2024 году было выделено 9 млрд руб. (седельные тягачи, беспилотные грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы, электромобили, в т. ч. LCV с электродвигателем). В 2025 году действие программ льготного лизинга продолжится с бюджетом в 11 млрд. руб. (все типы автомобилей, которые попадут под действие программы).

В 2024 году LCV попадают под закупки в рамках программы перевода техники на газомоторное топливо по Постановлению Правительства РФ от 13.05.2020 N 669, но ожидаемые объемы таких закупок официально не опубликованы. Также планируются закупки LCV в рамках программы «Школьный автобус». На закупку школьных автобусов планируется в 2024 г. выделить 10 млрд. руб. На эти деньги планируется закупить не менее 3000 школьных автобусов (микроавтобусы и автобусы различных классов).

В отношении LCV с электродвигателем в 2024 году кроме льготного автокредита и лизинга действуют пониженные коэффициенты по утилизационному сбору, возможность бесплатного проезда по платным дорогам и ряд региональных льгот. Тем не менее ожидается, что продажи электрических LCV на российском рынке в 2024–2025 годах останутся относительно невысокими по сравнению с традиционными автомобилями.

2. Развитие электронной коммерции и электронной торговли. Объем электронной торговли в 1 квартале 2024 года вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,9 трлн руб.[†] По итогам 2024 года также прогнозируется рост электронной коммерции.  В 2024–2025 годах развитие электронной коммерции и рост спроса на небольшую развозную технику со стороны маркетплейсов и обслуживающих их транспортных компаний станет стимулом для развития рынка новых LCV.

3. Возвращение на рынок LCV автомобилей LADA Largus.  С июня 2024 года на рынок LCV возвращается LADA Largus, производство которой по официальным данным АВТОВАЗа началось 15 мая 2024 г. По итогам 2024 года продажи легких коммерческих автомобилей LADA Largus будут не очень высокими, т.к. в первом полугодии этих автомобилей практически не было на рынке. В 2025 году можно ожидать роста продаж автомобилей LADA Largus по отношению к 2024 году.

4. Стандартные циклы замещения LCV. В 2024 и 2025 годах будет происходить выбытие из парков частных и корпоративных автовладельцев старой, изношенной и аварийной техники и замещение ее на новую технику.

5. Негативные потребительские ожидания. В ожидании роста цен на LCV, возможного роста процентных ставок по кредиту и лизингу, возможного обесценивания рубля часть корпоративных и частных потребителей будет покупать LCV в текущий момент времени, чтобы не переплачивать за них в будущем.

Такое поведение части потребителей сохранится во вотором полугодии 2024 и в 2025 году и будет продолжаться до стабилизации ситуации с ценами, с кредитными и лизинговыми ставками, с инфляцией на автомобильном рынке.

Cогласно всем сценариям прогноза на российском рынке LCV в 2024–2025 годах будут преобладать российские и китайские бренды. Также будут продаваться новые автомобили, ввозимые по параллельному импорту и автомобили иностранных брендов, произведенные на территории КНР и «дружественных» по отношению к РФ стран.

Базовый сценарий прогноза предполагает:

2024 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ может быть увеличена на 1–2 процентных пункта во втором полугодии 2024 г., что приведет к дальнейшему удорожанию кредита и лизинга,

- дополнительное финансирование на государственные программы льготного автокредита и лизинга во втором полугодии 2024 г. выделяться не будет,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,5% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 6,1%.

2025 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ в 2025 г. останется на уровне второго квартала 2024 г., кредит и лизинг транспортных средств останется дорогим,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,6% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 5,2%.

Оптимистичный сценарий прогноза предполагает:

2024 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ во втором полугодии 2024 г. останется на уровне 16% и значительного удорожания кредита и лизинга не произойдет,

- возможно будет выделено дополнительное финансирование на программы льготного автокредита и лизинга во втором полугодии 2024 г.

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,7% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 5,1%.

2025 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ может снизиться на несколько процентных пунктов в 2025 г., кредит и лизинг транспортных средств станет доступнее,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,8% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 4,2%.

Пессимистичный сценарий прогноза предполагает:

2024 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ может быть увеличена более чем на 2 процентных пункта во втором полугодии 2024 г., что приведет к дальнейшему удорожанию кредита и лизинга транспортных средств,

- дополнительное финансирование на государственные программы льготного автокредита и лизинга во втором полугодии 2024 г. выделяться не будет,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,0% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 7,1%.

2025 г.

- ключевая ставка ЦБ РФ продолжит расти в 2025 г., следовательно процентные ставки по кредиту и лизингу будут расти,

- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,4% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 6,2%.

Прогноз продаж новых LCV в 2024–2025 гг.

Прогноз продаж, сценарий Прогноз продаж LCV
в 2024 г., тыс. шт.
Прирост/ убыль,
2024/2023, %
Прогноз продаж LCV
в 2025 г., тыс. шт.
Прирост/ убыль, 2025/2024, %
Оптимистичный сценарий 116,89 10,83 122,64 4,92
Базовый сценарий 114,10 8,19 116,97 2,52
Пессимистичный сценарий 110,40 4,68 110,94 0,48

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Прогноз рынка новых LCV до 2025 г., тыс. шт.

*прогноз

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

Прогноз структуры рынка новых LCV в 2024 г., базовый сценарий

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)

 

Прогноз структуры рынка новых LCV в 2025 г., базовый сценарий

Источник: НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации)


[*]  Автомобили с полной массой до 6 т включительно, в т.ч. пикапы

[†]  Данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)

СКАЧАТЬ файл >>