21.04.2020 / Насколько могут упасть продажи легковых и коммерческих автомобилей?
СкачатьПрогноз по рынку новых транспортных средств сформирован с построением трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного, с учетом возможной продолжительности карантина: до середины мая, до конца мая, до конца июня текущего года.
При формировании прогноза продаж новых транспортных средств в 2020-2021 гг. учитывались прогнозные значения цены на нефть марки Urals и курса национальной валюты, ожидаемая динамика ВВП.
Также учитывалась остановка производства всех типов автомобилей и компонентов в РФ и за рубежом.
Кроме того, для прогноза продаж в 2021 г. для каждого типа транспортных средств было сформировано два сценария.
Сценарий 1 предполагает, что основное отрицательное влияние текущей эпидемиологической и экономической ситуации придется на 2020 г., в 2021 г. ожидается постепенное восстановление экономики, связанное с ростом цен на нефть, укреплением национальной валюты, оживлением деловой активности.
Сценарий 2 предполагает, что отрицательное влияние текущей эпидемиологической и экономической ситуации продолжится и в 2021 г., темпы восстановления рынка будут невысокими.
В 2020-2021 гг. продажи новых автомобилей будут сдерживаться тем, что в 2020 г. и частично в 2021 г. на рынке окажутся «свежие» подержанные автомобили, т.к. вследствие банкротств, закрытия предприятий, снижения загрузки автопарков владельцы будут избавляться от «свежих» автомобилей за ненадобностью. Физические лица также из-за невозможности обслуживать кредит, из-за снижения доходов, потребности в наличных деньгах могут избавляться от «свежих» легковых автомобилей. Компании из сегмента МСП и индивидуальные покупатели могут вместо нового автомобиля купить более дешевый «свежий» подержанный автомобиль.
Легковые автомобили
При составлении прогноза продаж новых легковых автомобилей учитывались следующие факторы:
• действие государственных программ по поддержке автомобильного рынка,
• вынужденный простой в работе дилеров, вызванный карантинными мерами, в зависимости от продолжительности карантина,
• ожидаемый рост числа безработных,
• значительное снижение потребительской уверенности,
• фактор закредитованности частных и корпоративных покупателей,
• ожидаемое снижение платежеспособности частных и корпоративных покупателей,
• снижение закупок в корпоративном сегменте,
• рост цен на новые автомобили, вызванный снижением курса рубля.
В период самоизоляции слабое развитие онлайн продаж не позволило продавать автомобили активно и удержать рынок от значительного сокращения. С одной стороны, не готовы дилеры – мало эффективно функционирующих платежных систем, редко предоставляется возможность полностью оплатить покупку автомобиля онлайн, крайне мало удобных предложений полностью готового сервиса – онлайн кредит, онлайн лизинг, онлайн страховка, онлайн оплата, регистрация в ГИБДД.
С другой стороны, потребитель не готов совершить покупку автомобиля полностью онлайн – от выбора до оплаты. Многим покупателям важно осмотреть автомобиль и провести тест-драйв. Кроме того, потребитель предпочитает иметь на руках подписанный договор купли-продажи в бумажном виде при покупке дорогостоящего товара.
Для того, чтобы полностью перевести процесс покупки в онлайн дилерам предстоит проделать большой объем работ и преодолеть предубеждения значительной части автовладельцев.
Порядка 50% новых легковых автомобилей продается в кредит. В январе-феврале 2020 г. НБКИ отметило рост числа выданных автокредитов по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Однако рост выдачи автокредитов происходил на фоне сокращения доли одобрения кредитных заявок. Так, если в январе-феврале 2019 года банки одобряли порядка 47% всех заявок на автокредиты, то в первые два месяца текущего года – только 34% одобренных заявок на автокредиты. Ожидается, что в течении 2020 г. и 2021 г. процент одобрения заявок будет ниже, чем в предыдущие периоды. С другой стороны, снижение доходов, неуверенность в завтрашнем дне будут останавливать физических лиц от покупки автомобилей в кредит. Эти факторы также будут толкать рынок новых легковых автомобилей вниз.
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легковых автомобилей в 2020 г. снизятся на 38,3% по сравнению с 2019 г. и составят 978,9 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 33,5%, по пессимистичному – 49,1%.
Прогноз рынка новых легковых автомобилей до 2021 г., тыс. ед. Сценарий 1
Источник: Russian Automotive Market Research
Прогноз рынка новых легковых автомобилей до 2021 г., тыс. ед. Сценарий 2
Источник: Russian Automotive Market Research
Грузовые автомобили
При составлении прогноза продаж новых грузовых автомобилей учитывались следующие факторы:
• действие государственных программ по поддержке автомобильного рынка,
• государственные закупки грузовой техники для ЖКХ, инфраструктурных проектов
• разные темпы восстановления потребляющих отраслей: отрасли были поделены на группы согласно степени негативного влияния текущей ситуации на спрос и восстановление.
Группа 1 включает отрасли, которые в меньшей степени подверглись негативному влиянию, например, добывающая отрасль, сельское хозяйство и др., ожидаются более высокие темпы восстановления отраслей этой группы.
Группа 2 включает отрасли, которые подверглись негативному влиянию в большей степени, например, перевозка грузов, химическое производство и др.
Группа 3 включает виды деятельности, оказавшиеся наиболее уязвимыми в текущей ситуации, например, деятельность в сфере отдыха и развлечений, производство текстильных изделий, изделий из кожи, меха и др.
• разные темпы восстановления потребителей: потребители были поделены на группы – частные, МСП, государственные компании, холдинги,
• фактор закредитованности корпоративных покупателей,
• появление «свежих» подержанных грузовых автомобилей в связи с банкротством компаний, снижением деловой активности компаний, ИП,
• ожидаемое снижение платежеспособности потенциальных корпоративных покупателей,
• рост цен на новые автомобили, вызванный снижением курса рубля, значительных рост цен на грузовую технику зарубежных брендов.
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых грузовых автомобилей в 2020 г. снизятся на 35,1% по сравнению с 2019 г. и составят 51,9 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 33,0%, по пессимистичному – 41,4%.
Прогноз рынка новых грузовых автомобилей до 2021 г., тыс. ед. Сценарий 1
Источник: Russian Automotive Market Research
Прогноз рынка новых грузовых автомобилей до 2021 г., тыс. ед. Сценарий 2
Источник: Russian Automotive Market Research
Легкие коммерческие автомобили (LCV)
При составлении прогноза продаж новых LCV учитывались следующие факторы:
• действие государственных программ по поддержке автомобильного рынка,
• государственные закупки автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов,
• разные темпы восстановления потребляющих отраслей: отрасли были поделены на группы согласно степени негативного влияния текущей ситуации на спрос и восстановление.
Группа 1 включает отрасли, которые в меньшей степени подверглись негативному влиянию, например, здравоохранение, производство пищевых продуктов и др.
Группа 2 включает отрасли, которые подверглись негативному влиянию в большей степени, например, почта и курьерская служба и др.,
Группа 3 включает виды деятельности, оказавшиеся наиболее уязвимыми в текущей ситуации, например, операции с движимым и недвижимым имуществом, деятельность в области искусства и др.
• разные темпы восстановления потребителей: потребители были поделены на группы – частные, МСП, государственные компании, холдинги,
• снижение числа микропредприятий, предприятий малого и среднего бизнеса – основных потребителей легкой коммерческой техники,
• ожидаемый рост числа безработных,
• фактор закредитованности частных и корпоративных покупателей,
• появление «свежих» подержанных LCV в связи с банкротством компаний, снижением деловой активности компаний, ИП
• ожидаемое снижение платежеспособности частных и корпоративных покупателей,
• рост цен на новые автомобили, вызванный снижением курса рубля.
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легких коммерческих автомобилей в 2020 г. снизятся на 41,4% по сравнению с 2019 г. и составят 69,6 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 37,0%, по пессимистичному – 49,1%.
Прогноз рынка новых LCV автомобилей до 2021 г., тыс. ед. Сценарий 1
Источник: Russian Automotive Market Research
Прогноз рынка новых LCV автомобилей до 2021 г., тыс. ед. Сценарий 2
Источник: Russian Automotive Market Research