14.05.2020 / Перспективы российского рынка легковых и коммерческих автомобилей
СкачатьПрогноз по рынку новых транспортных средств обновлен с учетом результатов продаж новых автомобилей в апреле 2020 г., планируемых мер гос. поддержки.
При обновлении прогноза учитывалось возобновление производства всех типов автомобилей и компонентов в РФ и за рубежом, поэтапное снятие ограничительных мер и постепенное возвращение дилеров к работе по продажам автомобилей офлайн.
Кроме того, для прогноза продаж в 2020-2021 г. для каждого типа транспортных средств было сформировано два пессимистичных сценария.
Пессимистичный сценарий 1 предполагает, что основное отрицательное влияние текущей эпидемиологической и экономической ситуации придется на 2020 г., в 2021 г. ожидается постепенное восстановление экономики, связанное с ростом цен на нефть, укреплением национальной валюты, оживлением деловой активности.
Пессимистичный сценарий 2 предполагает возможную вторую волну эпидемии COVID-19, ожидаемую осенью 2020 г. - зимой 2021 г., которая повлечет повторное введение ограничительных мер и снизит темпы восстановления экономики.
При обновлении прогноза также учитывались дополнительные меры государственной поддержки автомобильного рынка, принятые по итогам совещания по вопросам развития и поддержки автомобильной промышленности 24 апреля 2020 г.
Основу антикризисной господдержки составят опережающие госзакупки, а также дополнительные бюджетные средства, направленные на программы стимулирования спроса.
На фоне очевидного снижения рынка необходимо замещение коммерческого спроса заказами государства. Такие ведомства, как МВД, Росгвардия, Минобороны, МЧС и ряд других структур должны в 2020 г. приобрести около 25 тыс. новых автомобилей, закупка которых планировалась в течение 2020-2022 гг. Государственные компании и компании с госучастием также должны обеспечить спрос на новые автомобили.
В целом, Правительство должно разработать комплекс решений, который позволит существенно увеличить спрос на автомобильную технику со стороны государства. Однако опережающие гос. закупки в 2020 г. могут привести к снижению продаж автомобилей в этом сегменте в 2021-2022 гг. В 2021 г. рынок может восстанавливаться медленно и отсутствие спроса со стороны гос. структур может негативно сказаться на продажах.
Дополнительно к средствам, ранее заложенным в бюджете для стимулирования автомобильного рынка, до 22 мая 2020 г. Правительство выделит 7 млрд рублей на программы льготного автокредитования - "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", 6 млрд рублей на программы льготного лизинга "Русский тягач" и "Свое дело", 2,5 млрд рублей на разработанную Минпромторгом РФ новую программу "Доступная аренда", 5 млрд рублей на закупку автомобилей скорой помощи для российских регионов.
Исходя из текущей динамики продаж новых автомобилей и планируемых мер государственной поддержки автомобильного рынка, ожидается, что сегмент легковых автомобилей станет наиболее пострадавшим по итогам года, а сегмент грузовых автомобилей будет наиболее устойчивым.
С одной стороны, частные лица составляют 85% покупателей легковых автомобилей, а их покупательская способность значительно сократится в 2020 г. С другой стороны, меры государственной поддержки будут наиболее эффективны в сегменте грузового транспорта. Опережающие госзакупки в большей степени затронут грузовые и легкие коммерческие автомобили. Кроме того, будут действовать программы поддержки спроса на грузовые автомобили. Таким образом при меньшем размере рынка грузовой техники планируемый совокупный объем закупок составит существенную часть продаж и окажет заметное влияние на динамику рынка.
Легковые автомобили
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легковых автомобилей в 2020 г. снизятся на 33,2% по сравнению с 2019 г. и составят 1 059,7 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 28,3%, по пессимистичному – 38,1%. При условии повторного введения ограничительных мер, связанных со второй волной COVID-19, снижение спроса может составить 43,0%. В 2021 г. ожидается умеренное восстановление спроса, темпы роста продаж могут составить 2,0% - 8,1%.
Продажи новых легковых автомобилей до 2021 г., тыс. ед.
Источник: Russian Automotive Market Research
Грузовые автомобили
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых грузовых автомобилей в 2020 г. снизятся на 24,7% по сравнению с 2019 г. и составят 60,3 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 21,3%, по пессимистичному – 28,9%. При условии повторного введения ограничительных мер, связанных со второй волной COVID-19, снижение спроса может составить 32,7%. В 2021 г. ожидается умеренное восстановление спроса, темпы роста продаж могут составить 2,3% - 7,5%.
Продажи новых грузовых автомобилей до 2021 г., тыс. ед.
Источник: Russian Automotive Market Research
Легкие коммерческие автомобили (LCV)
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легких коммерческих автомобилей в 2020 г. снизятся на 29,9% по сравнению с 2019 г. и составят 83,2 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 27,0%, по пессимистичному – 33,8%. При условии повторного введения ограничительных мер, связанных со второй волной COVID-19, снижение спроса может составить 37,9%. В 2021 г. ожидается умеренное восстановление спроса, темпы роста продаж могут составить 2,0% - 6,2%.
Продажи новых LCV до 2021 г., тыс. ед.
Источник: Russian Automotive Market Research