09.03.2022 / Что ждет автомобильный рынок России
Основные вопросы, которые сейчас волнуют всех участников автомобильного рынка, каков будет объем рынка новых легковых автомобилей, какие автомобили сохранят свое присутствие на российском рынке, как изменятся цены, как будут вести себя потребители.
В 2021 году было продано 1 511 тыс. новых легковых автомобилей (без LCV), из них 114 тыс -китайские автомобили или 7,5%. Рост продаж китайских автомобилей в 2021 году составил рекордные 104%, в то время как весь рынок легковых автомобилей вырос всего на 4%. Большая часть продаваемых в России китайских автомобилей – импортированные.
Китайские автопроизводители не страдают от нехватки компонентов, в т.ч. полупроводников, поэтому дефицита китайских автомобилей в 2021 г. не было.
В текущем году, когда из-за прекращения поставок неона, в производстве которого участвовала Россия и Украина, прекращения поставок других газов, редкоземельных металлов, субкомпонентов из России, Украины, европейские, американские, японские автопроизводители столкнутся с дефицитом полупроводников, других компонентов. Например, концерн Фольксваген был вынужден приостановить производство на европейских площадках из-за остановки поставок электрокабелей из Украины.
Китай самостоятельно производит значительное количество компонентов, а также имеет надежные каналы поставок сырья, элементов, необходимых для производства компонентной базы. Следовательно, в текущем году китайские автопроизводители смогут увеличить поставки автомобилей на российский рынок.
Доля российских брендов (Lada, UAZ) на рынке легковых автомобилей в 2021 г. составила меньше четверти – 23,3%. Всего было продано 351,8 тыс. новых легковых автомобилей российских брендов (без LCV). Рост продаж российских брендов составил всего 5%. Несмотря на высокий уровень локализации российских автомобилей, отечественные производители зависят от поставок компонентов, материалов из-за рубежа. Так, например, АвтоВАЗ объявил о том, что в марте приостанавливает пока на несколько дней производство автомобилей из-за проблем с поставками компонентов. Кроме того, снижение курса рубля, приводит к росту стоимости импортируемых компонентов, материалов, что приводит к очередному повышению цен на российские автомобили, которые традиционно находятся в бюджетном сегменте. Для их потребителей такое повышение цен может оказаться критическим, особенно вкупе с существенным ростом ставок по кредитам.
На долю иностранных некитайских автомобилей в 2021 г. пришлось 69,2% рынка новых автомобилей, продажи этих автомобилей составили 1 045,2 тыс.
Сейчас многие иностранные автопроизводители приостанавливают поставки и производство легковых автомобилей в Россию из-за санкций, из-за разрыва цепочки поставок.
В прошлом году на долю корейских брендов пришлось 23,7%, было продано 357,8 тыс. корейских легковых автомобилей, корейцы обогнали российских производителей. В текущем году корейские автопроизводители объявили о том, что санкции не скажутся на производстве и поставке автомобилей, но пока не понятно, не возникнут ли перебои с поставками компонентов для производственных площадок в России или для импортируемых в Россию корейских автомобилей.
Тем не менее, выведение автомобилей из списка санкционных товаров, запуск в 2022 году в Корее завода по производству неона, который необходим для выпуска полупроводников, будут способствовать успеху корейских автомобилей на российском рынке в 2022 г. В премиальном сегменте может увеличиться доля GENESIS из-за проблем с поставками европейских, возможно японских премиальных автомобилей.
Возможно, часть японских производителей смогут продолжить работу на территории России. Их доля в 2021 году составила 15,7%, объем продаж в 2021 году только легковых автомобилей – 237,9 тысяч. Продажи японских автомобилей в России в 2021 году немного снизились (на 5%) по сравнению с 2020 г. из-за проблем с поставками комплектующих, ухода DATSUN.
Европейские автомобили в 2021 г. заняли долю 28,3%, было продано 426,9 тыс. автомобилей, продажи снизились на 3%.
Если в текущем году существенно сократятся поставки европейских, японских автомобилей, то их место в массовом сегменте займут китайские, корейские, российские автомобили. Но крупнейший российский производитель АвтоВАЗ также может в текущем году сократить производство из-за проблем с комплектующими. АвтоВАЗ уже был вынужден остановить производство 5,9,10,11 марта. Процесс замены поставщиков – не быстрый, одобрение нового поставщика занимает не менее года.
Автомобильный рынок в текущем году столкнется со множеством проблем:
- остановка производства и поставок автомобилей ряда брендов по политическим мотивам
- приостановка поставок автомобилей в Россию из-за логистических проблем
- приостановка производства автомобилей из-за нехватки компонентов
- рост цен на новые автомобили существенными темпами
- рост цен на подержанные автомобили
- нежелание части автовладельцев продавать подержанный автомобиль, т.к. не понятно, чем его можно будет заменить. Так в январе 2022 г. продажи подержанных автомобилей в России сократились на 8,1% по сравнению с январем прошлого года.
- повышение ставок по автокредитам. После того как ключевая ставка выросла до 20%, были отменены ограничения на предельную стоимость кредита (ПСК), средние ставки по автокредиту поднялись до 25-30%.
- повышение ставок по автомобильному лизингу
- проблема с поставками оригинальных запасных частей в первую очередь для европейских, японских автомобилей из-за санкций, логистических проблем
- существенный рост цен на оригинальные и неоригинальные запасные части
- существенный рост стоимости нормо-часа у официальных дилеров, и как следствие отток клиент к «неофициалам»
- проблемы у автостраховщиков, связанные с дефицитом запасных частей, ростом стоимости запасных частей и ремонтных работ.
Ключевыми же вопросами, от которых зависит объем рынка новых автомобилей в 2022 г, остаются следующие:
- как долго курс доллара будет фиксироваться на отметке не ниже 100 руб. за доллар.
- как сильно вырастет безработица вследствие закрытия, сокращения бизнеса, производства в ряде сегментов
- что будет происходить со вкладами населения
- как сильно упадут доходы домохозяйств.
В критическом случае рынок в текущем году может сократиться до 900 тыс. – 1 млн. новых легковых автомобилей, значительная часть из которых будет автомобилями российских, корейских, китайских брендов.
Татьяна Арабаджи,
Директор НАПИ/Russian Automotive Market Research