31 Мая 2022 года

Пост-Релиз: 26-27 мая 2022 года в Санкт-Петербурге состоялся 11-й ежегодный Съезд Лизинговой Отрасли России

В Съезде 2022 года приняли участие более 230 делегатов, представляющих более 120 организаций

Съезд Лизинговой Отрасли России, учрежденный и ежегодно проводимый ведущей отраслевой ассоциацией — ОЛА — это главное событие года и центральная площадка для встречи и общения руководителей российских лизинговых и инфраструктурных компаний.

В Съезде 2022 года приняли участие более 230 делегатов, представляющих более 120 организаций. Мероприятие проводилось в гибридном формате – с очным посещением, который предпочли большинство участников и докладчиков, и видеоконференцией для онлайн-варианта участия. Помимо членов Ассоциации в Съезде приняли участие представители органов власти, в том числе Госдумы, Минэкономразвития России и Минпромторга России, а также ассоциаций-партнеров ОЛА из Беларуси и Узбекистана, Торгово-промышленной палаты РФ и подкомитета по лизингу при ТПП РФ, представители прессы.

Модератором Съезда выступил Президент ОЛА Алексей Киркоров, занимающий должность заместителя генерального директора – финансового директора АО «Сбербанк Лизинг»

Съезд прошел в плотном рабочем графике и активном общении. Прозвучало более 35 выступлений и экспертных мнений.

В первый день Съезда, 26 мая, Президент ОЛА своим приветственным словом дал старт работе, первым этапом которой стало обсуждение текущих вопросов деятельности комитетов.

Алексей Кузнецов, начальник службы сопровождения отчетности кредитных историй АО «ВТБ Лизинг», осветил актуальные вопросы перехода лизинговой отрасли к отчетности в БКИ.

Татьяна Филатова, руководитель юридического комитета ОЛА, остановилась на отдельных вопросах, находящихся на рассмотрении в этом комитете.

Неля Киркорова, руководитель проекта ОЛА по ФСБУ «Аренда», рассказала о проделанной работе к настоящему моменту в ОЛА по проекту ФСБУ «Аренда».

Наталия Цангль, руководитель комитета ОЛА по внутреннему контролю и руководитель службы по внутреннему аудиту «ТрансФин-М», рассмотрела ряд аспектов внутреннего контроля и аудита в лизинговой деятельности.

Татьяна Лещинская, руководитель комитета ОЛА по страхованию, проанализировала последние новости законодательства и тенденции в страховой сфере.

Дмитрий Дацыков, представитель стратегического партнера Съезда, ГК Форвард, рассказал о современном развитии телематики в применении к жизненному циклу лизингового имущества.

Владимир Куценко, директор «Пандора-СПУТНИК», сделал доклад по вопросам мониторинга и противодействия мошенничеству в лизинге.

По окончании первого дня Съезда участники пообщались в неформальной обстановке в интерьерах ресторана «Строганофф Стейк Хаус».

Ключевой день Съезда, 27 мая, включал в себя несколько тематических сессий.

Первая сессия была посвящена обсуждению вопросов макроэкономики и деятельности отрасли в новых экономических условиях.

По мнению Президента ОЛА, финансового директора АО «Сбербанк Лизинг» Алексея Киркорова, текущая ситуация отличается от пандемийной. В прошлый кризис лизинговая отрасль столкнулась с проблемой реструктуризаций, в текущей же ситуации основное внимание было обращено к росту процентной ставки. Соответственно, возросла стоимость финансирования для лизинговых компаний по действующим и новым кредитам, что, в свою очередь, вызвало волну обращений клиентов. ОЛА совместно с органами власти оперативно проделала большую работу по выработке мер поддержки для отрасли в целом. Спикер отметил, что лизинговая отрасль сейчас находится в относительно сильной позиции, потому что за предыдущие годы накопила портфель, стоимость которого сейчас существенно выросла.

Денис Кравченко, первый заместитель председателя комитета Госдумы России по экономической политике, рассказал о том, что была создана совместная рабочая группа по лизингу с участие отраслевых ассоциаций, активно ведутся консультации, идет работа и активные переговоры с Банком России и другим органами власти, формирующими важные для отрасли решения. Совместными усилиями удалось добиться ряда преференций для отрасли и ее участников. Спикер пообещал со своей стороны оказывать поддержку лизинговой отрасли.

Павел Шахлевич, заместитель директора Департамента финансовой политики Минфина России, отметил, что Минфин России поддерживает лизинговую отрасль и готов работать по каждому запросу компании.
Спискер отметил, что до сих пор не принято отраслевое регулирование, которое могло бы повысить прозрачность отрасли и повлиять на ее оперативный анализ. Если бы отрасль регулировалась и была прозрачна для нас, то это облегчило бы коммуникацию с компаниями. Представитель финансового ведомства указал на имеющиеся сейчас проблемы лизинговых компаний с получением госсубсидий, а также разрешений на исполнение обязательств в рамках Указа Президента РФ от 5 марта 2022 г. № 95. По словам Павла Шахлевича, эти проблемы, во многом, вызваны отсутствием надзора за деятельностью лизинговых компаний со стороны государственных органов.

По мнению Владимира Гамзы, председателя комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты, сырьевая модель развития экономики России показала свою несостоятельность. Спикер подчеркнул необходимость инвестиций в оборудование, а также то, что государство должно развивать потенциал для создания рынка специализированного оборудования и возможности для его реализации, чтобы лизинговые компании могли не бояться ситуаций, в которых его невозможно передать другим клиентам в случае банкротства предприятия.

Александр Киревнин, врио директора Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России, указал на необходимость поддержки лизинговой отрасли. По его словам, в сегодняшних условиях вся экономика оказалась в беспрецедентном шторме и вынуждена менять все подходы — затронуты: структура импорта, потребление внутри страны, доступность технологий, происходит частичное изменение производственных, логистических и транспортных цепочек. Все они являются капиталоемкими, поэтому нужен большой объем инвестиций. По мнению спикера, в сложившихся условиях именно лизинг является одним из основных инструментов и будет активно использоваться.

Александр Сараев, заместитель генерального директора – директор РА «Эксперт РА», отметил следующее. Лизинговые компании с точки зрения инвесторов, когда откроются инвестиционные возможности, представляют большой интерес в силу высокой прозрачности отрасли и роста стоимости чистых активов. До текущего момента активно развивалась бондизация отрасли, в обращении на рынке находятся облигации уже порядка 30 лизинговых компаний. Конечно, рынку потребуется время на адаптацию и выстраивание новых логистических цепочек как для ЛК, так и для их клиентов. Для снижения дефицита необходимо развитие новых партнерских отношений, пересмотра портфеля брендов и развитие лизинга б/у техники, а в отдельных случаях для проверенных клиентов возможен и возвратный лизинг. Операционный лизинг автомобилей уже через 1–2 года снова может стать наиболее высокорастущим сегментом ввиду усиления роли сервисной составляющей для клиента.

Сергей Гришунин, управляющий директор Рейтинговой службы Национального рейтингового агентства, заметил, что лизинговая отрасль является наиболее организованной, и выделил особенности текущего кризиса — «схождение в одной точке» товарного дефицита по большинству предметов лизинга с «заградительной» ставкой кредитования в первой половине 2022 года, существенное влияние санкций в области промышленного оборудования, грузовых и легковых автомобилей. Говоря о тенденциях рынка, спикер отметил, что падение прекратится в 1 квартале 2023 года по мере снижения ключевой ставки до 10-12% и «выстраивания» новых цепочек поставок, будет происходить консолидация лизинговых компаний в отрасли за счет выхода из бизнеса или поглощения региональных игроков, а также ухода из России зарубежных лизингодателей. По его словам, в пессимистическом сценарии количество лизинговых компаний снизится в 2022 году на 20-25% до 360-380 компаний, а компании из ТОП-10 будут продолжать занимать около 70% всего рынка по совокупным активам.

Вторая сессия Съезда была посвящена работе отраслевых ассоциаций и лизинговой отрасли в новых экономических условиях и видению перспектив лидерами рынка.

Евгений Царев, председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу, подчеркнул, что необходима организация отраслевых институтов развития и поддержки на основе опыта работы Фонда развития промышленности и широкого использования механизма лизинга при каждом федеральном министерстве, и при этом крайне важно обеспечение кредитной поддержки от банков, в том числе в целях наращивания лизингового кредитного портфеля. По его словам, в условиях прогнозируемого сокращения рынка лизинга, в частности снижения сегментов высокотехнологичного оборудования, спецтехники, автолизинга, сокращения числа лизинговых компаний и падения объемов нового бизнеса на 30%, необходимо сохранить сложившуюся инфраструктуру лизинговых компаний, в том числе с государственным участием, банковских, кэптивных и независимых (входящих в небанковские группы), а также сохранить их опыт лизинговой деятельности и квалификации специалистов лизинговых компаний, которые нарабатывались 28 лет существования лизинга в РФ. Он напомнил, что потерять опыт и квалификации более 350 лизинговых компаний можно очень легко и быстро, сжав отрасль до первой двадцатки ЛК.

Ботур Юсупов, заместитель Председателя Ассоциации Лизинговых компаний Узбекистана, говоря о вызовах и возможностях в текущих условиях на рынке лизинга Узбекистана, отметил активизацию узбекских логистических перевозчиков на международных маршрутах, дедолларизацию контрактных отношений и интерес к вторичному рынку объектов лизинга.

Сергей Шиманович, директор Ассоциация Лизингодателей Беларуси, перечислил факторы, сдерживающие развитие отрасли, среди которых он назвал недостаточный объем ресурсной базы, высокую стоимость привлеченных ресурсов, уменьшение платежеспособного спроса на предложения лизинговых организаций, трудности с приобретением за рубежом имущества для передачи в лизинг и увеличение его стоимости. В то же время он видит и благоприятствующие факторы, например, высокий удельный вес собственного капитала в финансировании лизинговых проектов.

После докладов руководителей отраслевых ассоциаций своим мнением поделились руководители ведущих лизинговых компаний.

Генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров особое внимание уделил вопросу изменения логистических цепочек и необходимости перестройки маршрутов для торговли с Китаем и Индией по всем видам перевозок. По мнению В. Спирова, изменение логистики даст стимул строительству и модернизации инфраструктуры: дорог, портов, складов и логистических центров, что в свою очередь, поддержит спрос на спецтехнику. Переориентация грузопотока на восточном направлении может помочь рынку железнодорожных перевозок избежать сильного падения.  В отношении перспектив развития рынка лизинга оборудования на ситуацию может положительно повлиять возможная отмена импортных пошлин и смягчение законодательства в части ускоренной сертификации азиатской продукции. Что касается ситуации с легковым и грузовым транспортом, В. Спиров ожидает замещения ушедших из-за санкций и проблем с логистикой брендов азиатскими, увеличения спроса на б/у имущество, а также смягчения законодательства в части требований к производимому в РФ транспорту.

Вероника Новикова, председатель правления АО «Альфа-лизинг», рассказала, что компания планирует переориентироваться на другие проекты, отличные от ранее запланированных, и стать более гибкой. Она призвала все лизинговые компании меняться и развиваться в новых условиях.

Татьяна Антипова, заместитель генерального директора «Росагролизинг», отметила, что темпы роста сегмента аграрного лизинга значительны и достаточно стабильны, в прошлом году объем нового бизнеса составил более 92 млрд руб., увеличившись на 31%. Годом ранее прирост был 84%, при том, что в целом, на фоне пандемийного давления, рынок лизинга сокращался. Также она обратила внимание на вызовы, которые стоят перед отраслью и пути решения, которые предлагает Росагролизинг, и напомнила, что агролизинг имеет ярко выраженную сезонность и зависит от климатических условий, а также от макроэкономических факторов.

Третья сессия была посвящена вопросам фондирования лизингового бизнеса в условиях волатильности. Модератором сессии выступил Сергей Савинов, руководитель комитета ОЛА по фондированию, генеральный директор ГК «Интерлизинг». Он перечислил несколько  вызовов, среди которых: рост стоимости фондирования, который был вызван увеличением ставок по действующим кредитным договорам, в том числе фиксированных; дефицит ликвидности на обеспечение деятельности и исполнение обязательств ввиду повышенной нагрузки по НДС при существенном сокращении продаж, требования о досрочном погашении обязательств при отказе повышать ставку при кредитном договоре и другими причинами; риск остаточной стоимости предметов лизинга. Спикер отметил, что в результате проблем весны 2022 года многие компании прекратили финансировать сделки, просто потому что они не понимали, что будет с имуществом, а также то, что в период роста курса валюты, дефицита техники, наблюдался существенный резкий рост стоимости техники, которая в последствии частично вернулась к первоначальным значениям. Также в рамках своего доклада он обратил внимание, что для развития публичного рынка капитала компаниям крайне важно быть прозрачными и транспарентными. Спикер напомнил, что у эмитентов появилась возможность не размещать отчетную информацию, но, что отрадно, за последние три месяца по итогам МСФО 2021 год лишь три компании воспользовались данным правом. Кроме того, он указал, что заметно выросло количество эмитентов, уровень рейтингового покрытия эмитентов лизинговой отрасли составляет 83%, МСФО-отчетности 30%, а порядка 7 эмитентов из 30 публикуют МСФО-отчетность, аудируемую компанией Большой четверки.

Сергей Моисеев, советник первого заместителя Председателя Банка России, рассказал о поддерживающих мерах правительства в сфере финансирования в лизинговой отрасли. В качестве ключевых решений к настоящему моменту он назвал возможность досрочного расторжения договоров с выкупом лизингового имущества, целью которого является снижение издержек лизингополучателей с избыточной ликвидностью, а также отмену идеи лизинговых каникул, которые привели бы к риску дефолта лизинговых компаний.

Дмитрий Таскин, начальник управления по работе с эмитентами облигаций и сопровождению национальных проектов МОЕХ, описал возможности привлечения финансирования на публичном рынке капитала для лизинговой отрасли.

Александр Ковалев, исполнительный Директор Департамента рынков долгового капитала «Совкомбанк», рассказал о положении лизинговых компаний на публичном долговом рынке РФ. Спикер отметил, что в предыдущие кризисы рынок показал свою живучесть и гибкость.  В настоящий момент ведутся переговоры с лизинговыми компаниями, ожидается оживление рынка и новые размещения уже в ближайшее время.

Павел Митрофанов, генеральный директор аналитической компании «Эксперт Бизнес-Решения», остановился подробно на том, почему лизинг является эффективным механизмом развития ESG повестки. Согласно опросам «Эксперт РА», более 20% компаний корпоративного сектора используют ESG-рейтинги для контроля цепочек поставок. Это значит, что ESG-рейтинг для лизинговых компаний может стать дополнительным конкурентным преимуществом. Кроме того, «зеленые» бонды лизинговых компаний смогут помочь профинансировать техническое перевооружение российской экономики.

Четвертая сессия была посвящена вопросам развития автолизинга, лизинга специальной техники, субсидирования и МСП. Модератором сессии выступил Денис Ильюшенков, заместитель редактора отдела «Индустрия» газеты «Ведомости».

Сергей Целиков, генеральный директор Автостат, указал, что автомобильная отрасль стала одной из самых пострадавших в текущей ситуации. По его словам, наложенные на страну санкции повлияли на нее прямейшим образом, поскольку 80% российского авторынка принадлежат иностранным компаниям. На основании итогов проведенной оцифровки результатов падения в автомобильной отрасли он констатировал, что в легковых автомобилях и легковом коммерческом секторе падение составило около 80%, при чуть лучшей ситуации в секторе грузовых автомобилей.

Вячеслав Михайлов, руководитель комитета ОЛА по взаимодействию с автопроизводителями, начальник управления по развитию бизнеса Автолизинга «ВТБ Лизинг», перечислил причины, формирующие дефицит автомобилей, среди которых он назвал кризис проводников, санкционный режим, ВЭД и нарушение логистических цепочек, рост ставок и снижение покупательской способности. Он отметил следующее: все это привело к приостановке производства автомобилей по всему миру, их дефициту, росту цен; в настоящий момент Правительством России прилагается огромные усилия чтобы поддерживать нишу МСП на плаву; лизинговые компании очень интегрированы в изменения законодательной базы, и сделал вывод, что нужно стимулировать ряд инициатив, поддерживающих автомобильную отрасль.

Андрей Гладков, генеральный директор ЛК «КАМАЗ», сообщил, что в настоящее время КАМАЗ работает в обычном режиме, без простоев, полную рабочую неделю, альтернативные поставщики недостающих комплектующих для актуальных сегодня КАМАЗов поколения К3 найдены и готовы к запросам автогиганта. Спикер рассказал, что КАМАЗ начал продажи среднетоннажного семейства грузовиков «Компас». Новый проект «КАМАЗа» — «Компас» стартовал с двух моделей: «Компас-9» полной массой 9,5 тонны и «Компас-12» — 11,99 тонны. Во втором полугодии 2022 года «КАМАЗ» планирует вывести на рынок более компактную и легкую модель «Компас-5» полной массой 5,5 тонны. Кроме того, директор по лизингу ПАО «КАМАЗ» озвучил производственные и финансовые итоги первого квартала 2022 года.

Вячеслав Пронин, заместитель директора Росспецмаш, дал оценку состояния рынка спецтехники в текущих условиях, которая показывает тенденцию снижения платежеспособного спроса. В апреле ассоциацией был проведен опрос по входящим заказам, результаты которого отразили картину падения по ряду сегментов до 80%, в секторе строительно-дорожной техники до 40%. Требуется поддержка отрасли со стороны государства, в частности стабилизация вопроса со ставками, а также продолжение программ субсидирования.

Павел Самиев, сооснователь и гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром», Председатель комитета «ОПОРА России» рассказал об условиях кредитования и тенденциях финансирования в сфере МСП. Он привел следующие факты. Портфель кредитов МСП рос до 01.02.22 и снова будет летом 2022 года. Максимальная процентная ставка приближается к 11%. По ряду видов кредитования: сельскохозяйственных производителей, ипотечному, проектному кредитованию и кредитам МСП, заявлено субсидирование ставок, что очень важно в текущих условиях. Доля субсидируемых кредитов в общем объеме финансирования МСП растёт и по всей видимости составит до более 1/3 в этом году. При этом использование поручительств гарантийных фондов является крайне важным инструментом и для банков и, в перспективе для лизинговых компаний, для снижения рисков работы с малым бизнесом.

Александр Кожевников, руководитель комитета ОЛА по субсидированию отметил, что в части субсидирования нам всем очевидно, а государству надо постоянно доказывать, что отрасль эффективный проводник мер поддержки экономики. Он также отметил, что сейчас необходимы инвестиции на всех этапах технологических цепочек промышленности, а не только работа с конечным продуктом в виде техники или станков, для этого у лизинга есть все необходимые компетенции, нужно только снять ряд ограничений и дать возможность лизингу строить заводы. Также важно увидеть, что тенденции прошлых лет показывают, что инвестиции по лизингу начинают расти раньше других после кризиса, и по сути являются предвестником и драйвером нового цикла роста.

Кульминацией Съезда стало представление Совета ОЛА на 2022–2023 г.г., избранного Общим Собранием ассоциации.

Участники Съезда пожелали Президенту и Совету ОЛА плодотворной работы на благо развития лизинговой отрасли.

 

Мы благодарим и представляем компании-партнеры, которые оказали поддержку в проведении Съезда:

Стратегический партнер ГК «Форвард» — российский разработчик и поставщик  систем безопасности и мониторинга предметов лизинга.

Бизнес-партнер Страховой Дом ВСК — универсальная страховая компания, входящая в ТОП-10 страховщиков страны.

 

Бизнес-партнер Pandora-СПУТНИК — входит в группу компаний Pandora и является оператором спутниковых противоугонных систем с собственным круглосуточным Центром Реагирования, который оказывает комплекс услуг, направленных на обеспечение безопасности и мониторинга транспортных средств и других предметов лизинга.

 

Информационные партнеры:

Информационный портал all-leasing.ru — первый специализированный портал о лизинге в России.

Эксперт РА — крупнейшее рейтинговое агентство c более чем 25-летней историей.

Аналитический центр БизнесДром — услуги по рейтинговому консалтингу, подготовке аналитических исследований и обзоров, организации профильных конференций и семинаров, консультированию в процессе сделок M&A, бизнес-планов и стратегий развития банков и финансовых компаний.

Журнал Банковское дело — ведущее научно-прикладное издание о банковском бизнесе.

Маркетинговое агентство Russian Automotive Market Research — одна из ведущих компаний России по изучению автомобильного рынка в Российской Федерации, странах СНГ, дальнего зарубежья.


Назад